В сердце норвежского рыболовного хозяйства — местечке Нессоден — вырос очаровательный парень Александр Рыбак. Ему 22 года, но он уже настоящая звезда в Норвегии: в прошлую субботу в Осло выиграл национальный отборочный тур «Евровидение–2009» с фолк–песней «Сказка». За Сашу проголосовали 700 тысяч телезрителей. Для сравнения: второе место у поп–певицы Туне Дамли Оберге — свои голоса за нее отдали всего 120 тысяч телезрителей.
Норвежские СМИ гудят: никогда прежде телезрители не принимали столь активного участия в отборочном туре европейского песенного конкурса. Такое чувство, что вся страна фьордов припала в субботу к экранам телевизоров, чтоб проголосовать за белоруса: Саша Рыбак родился в Минске. Его родители покинули Беларусь, когда мальчику было всего четыре года. Семья поселились в живописном Нессодене, и с тех пор Саша ни разу не бывал на родине. Вырос в Норвегии, заканчивает в Осло консерваторию... О славной жизни новой звездочки «Евровидения–2009» мы поговорили с отцом и учителем Александра — Игорем Рыбаком.
— Игорь Александрович, в интервью норвежской вещательной корпорации NRK ваш сын признается, что русский язык он благополучно забывает. В кругу его друзей нет белорусов?
— Очень мало.
— О «Песнярах» Саша наверняка ничего не знает.
— Ну как же? Мы любим «Песняров», слушаем. Я сам пишу песни на стихи Богдановича, например, и Саша их с удовольствием исполняет. Когда–то я работал в витебском ансамбле — довольно популярном в свое время, мы играли в ресторанах, так что с «песняровским» репертуаром мой сын, естественно, тоже знаком. Правда, вот книги на русском или белорусском он читает крайне редко.
— В Интернете есть информация, что у вас самого сложилась довольно успешная карьера музыканта в Норвегии. Это правда?
— У меня своя частная скрипичная школа, примерно 30 учеников обучаю каждый год. Сашина мама, Наталья Валентиновна, — тоже довольно востребованный пианист и органист, она сотрудничает с известными хоровыми коллективами, преподает в школе...
— А почему вы уехали из Беларуси?
— Я принял решение, наверное, так же спонтанно, как и мой сын, который рискнул участвовать в «Евровидении»... 18 лет назад меня пригласили работать в Норвегию. Я согласился.
— Ни разу не пожалели?
— Я несу нашу белорусскую культуру в Европу — советская школа преподавания классики до сих пор здесь ценится...
— И вы настояли на том, чтобы Саша обучался в консерватории по классу скрипки?
— Когда я был ребенком, меня мама просила каждый день играть на скрипке час или два. Все дети одинаковые. Никто не хочет ежедневно стоять и «пилить»... Но сегодня я своей маме благодарен за некоторую настойчивость. Я тоже каждый день уделял Саше несколько часов, чтобы позаниматься с ним музыкой. Его престижные награды в музыкальных конкурсах и телешоу убеждают меня, что Саша увлекся скрипкой по–настоящему.
— Для него конкурс «Евровидение» — это, быть может, несерьезное мероприятие? Музыканты с классической выучкой часто снисходительно относятся к конкурсам популярной музыки.
— Нет, что вы! Он очень рад, что выиграл. И вполне осмысленно сейчас готовится к финалу конкурса в Москве. Благодарит всех своих поклонников и просит контактировать с ним через Facebook.
— У вас один ребенок?
— Один сын — Саша. От первой жены у меня еще дочь есть. Она сейчас живет в Витебске. Там же и моя мама проживает.
— Бабушка внука только на фотографиях видела?
— Нет, она приезжает к нам. И моя теща из Минска у нас бывает. Мой брат — московский журналист — тоже нередко гостит. Так что мы не потеряли связи с родственниками.
— Давно Саша пишет песни?
— С трех лет. Помню — мы еще в Минске тогда жили — пошли с ним однажды в лес прогуляться. Саша вдруг замер, постоял несколько секунд и запел песню собственного сочинения. С тех пор он постоянно что–то напевает. Два с половиной года назад он выиграл в Норвегии конкурс юных талантов Kjempesjansen с композицией Foolin.
— А это правда, что он с группой A–ha сотрудничал?
— Да. В один из норвежских мюзиклов Мортена Хакета — руководителя группы A–ha — пригласили в качестве суперзвезды, а мы с Сашей там были задействованы как музыканты. К слову, с этим мюзиклом мы объездили много стран, гастролировали в Европе, Америке и даже в Китае.
— Каким вы видите будущее своего сына? Что после консерватории?
— Я не знаю. Каждый молодой человек хочет, чтоб его любили. Пока Бог к моему сыну милостив, ведет его и помогает. А мы воспитывали Сашу так, чтобы он как можно больше был полезен людям. Вот в этом счастье, я думаю...